Содержание:
Автомобиль ВАЗ 2108 – один из первых отечественных образцов, имеющих передний привод. Над его созданием трудились инженеры заводов ВАЗ, время от времени прибегая к помощи консультантов-конструкторов фирмы «Порше».
Впервые, авто вышло в массы в 1985 году, в кузове хэтчбек, с тремя дверьми. Общие технические решения сводились к тому, чтоб оснастить данный автомобиль четырехцилиндровым двигателем, с объемом 1300. Считалось, что выдаваемая ним мощность, будет вполне достаточной для столь легкого авто. С тех пор, прошло много времени, и производитель АвтоВАЗ не остался стоять на месте. Помимо штатного двигателя объемом 1,3, на свет появились и его модификации – 1,1 и 1,5. Далее, мы узнаем о них по подробней.
Модификации
Стандартный двигатель ВАЗ, с рабочим объемом 1300 кубов, можно встретить на большинстве образцов данной модели. Его технические характеристики вовсе не уступали предыдущим моделям Лада, с объемом двигателя 1500. Это объяснялось тем, что вес модели 2108 был значительно меньше.
Разгон до сотни, автомобиль совершал за 19 секунд, а максимальная скорость составляла 148 км/час. Мощность двигателя равна 63 л.с., при которой, расход топлива на 100 километров, в городском цикле, равнялся 8,5 литров.
ВАЗ 2108 с таким двигателем могла оснащаться четырех или пятиступенчатой коробкой передач. Чаще, использовалась 5-ти ступенчатая, так как она позволяла автомобилю более плавно идти в городском потоке, и давала экономичную пятую передачу при движении по трассе.
Через некоторое время, АвтоВАЗ выпустил модификацию предыдущего автомобиля, которая имела индекс ВАЗ 21081. Отличие от штатного двигателя было в том, что его объем был уменьшен до 1100. Такое решение было принято в связи с тем, что Самара 2108 была выпущена в экспорт за границу. А в таких странах, как Португалия, Бельгия и т.д., налог на автомобиль определялся в зависимости от того, какой литраж имел двигатель.
Совещанием отечественных инженеров-конструкторов, было принято решение, поставить в двигатель укороченный коленчатый вал, который значительно убавил ход поршня, и уменьшил его рабочий объем. Блок цилиндров, по своему строению, был полностью такой же, как и на двигателе 1300 кубов. Разница была лишь в том, что сам блок располагался ниже на 5,5 мм.
Уменьшение объема, несколько повлияло на технические характеристики автомобиля. Например, разгон до 100 км/час занимал аж 22 секунды, вместо штатных 19, а максимальная скорость составила 140 км/час. Мощность двигателя понизилась до 54 л.с. Но, не смотря на понижение всех показателей, расход топлива практически не изменился – 8,2 литра на 100 километров.
Конечно, помимо экспортной и штатной вариации двигателя, имелась еще одна, разработанная буквально через год, после выпуска автомобиля с конвейера – ВАЗ 21083. Ее смело можно назвать самой удачной. Над ее изготовлением трудились довольно долго, так как цель модификации заключалась в том, чтоб повысить характеристики автомобиля, не меняя устройства двигателя.
Максимальная скорость улучшенного мотора, могла достигать 155 км/час, а разгон до сотни – за 17 секунд. Это дает значительный перевес, по сравнению с моделями 2108 и 21081. Мощность, увеличилась 70 л.с, что на 7 л.с. больше, чем у штатного образца. При этом, расход топлива вырос не на много, и составил 8,6 литра.
Исходя из этого, на вопрос: «какой двигатель поставить на ВАЗ 2108, для его максимальной продуктивности?», можно смело ответить – двигатель ВАЗ 21083, объемом 1500
Устройство двигателя ВАЗ 2108
Любой заводской двигатель автомобиля ВАЗ 2108, не зависимо от того, какой у него объем, имеет одинаковую конструкцию. Перед тем, как ознакомится с ней, давайте образно поделим двигатель на несколько отдельных механизмов:
- Коленчатый вал;
- Поршневая группа;
- Головка блока цилиндров и газораспределительный механизм;
- Детали, подвергающиеся сильному нагреванию, и требующие постоянной смазки.
Начнем с коленвала. Его предназначение – преобразовывать поступательные движения поршня в вращательное движение колес. Изготавливается данная деталь из чугуна, и имеет 4 изгиба (по 1 на каждый из цилиндров). В валу имеется несколько отверстий, по которым проходит масло, по пути очищаясь от той грязи и примесей. На одном, из концов коленчатого вала крепится маховик. Он имеет значительный вес, и служи для того, чтоб поддерживать вращение, за счет собственной инерции.
Далее идет поршневая группа. Ее можно разделить на несколько запчастей: поршни, кольца, палец и колено. Все перечисленные детали подвергаются постоянному воздействию высокой температуры, поэтому изготавливаются из стали. Исключение – поршни. Для их выплавки используют алюминий. Сам же поршень, имеет три кольца (2 компрессионных и 1 масляное), которые не дают проникнуть отработанным газам в камеру сгорания, и убирают масло со стенок цилиндра.
Устройство головки цилиндров, включает в себя функции газораспределительного механизма. Данный узел следит за тем, чтоб в двигатель происходил своевременный впрыск топлива, а отработанные газы вовремя покидали емкость цилиндра. Изготавливается головка из чугуна, а поршни, из стали.
Дополнительные агрегаты
На двигатель ВАЗ 2108 можно установить карбюратор «Озон», «Солекс», «Дааз» или «Вебер». Все они идентичны, и кроме разного сечения жиклеров, не имеют особых различий. Заводским карбюратором на ВАЗ 2108 считается «Солекс» и «Дааз», в зависимости от модификации двигателя.
Также, на двигатель устанавливается топливный насос, который подает бензин из бака, в цилиндр автомобиля, под высоким давлением. По пути, топливо проходит очистку через несколько фильтров: фильтр грубой очистки, тонкой очистки, и фильтр-сеточка, расположенный внутри карбюратора.
Обслуживание и эксплуатация двигателя
Ремонт двигателя ВАЗ 2108 может отнять у Вас массу денег и времени. Поэтому, чтоб избежать поломок, следует знать, как правильно эксплуатировать автомобиль, и какое обслуживание следует проводить
Включая зажигание, убедитесь в том, что коробка находится в нейтральном положении. Заводить автомобиль рекомендуется с выжатой педалью сцепления, так как масло в кпп загустевает, и оказывает дополнительную нагрузку на непрогретый двигатель, что вскоре может привести к серьезной поломке. Перед тем, как начать движение, машину нужно прогреть, подняв количество оборотов в минуту до 1500 — 2000.
Не рекомендуется заправлять ВАЗ 2108 этилированным бензином, так как он ускорит износ каталитических нейтрализаторов. Хотя-бы раз в неделю проверяйте состояние чехлов и кожухов, защищающих узлы ходовой части, так как наличие в них трещин или дыр, способствует проникновению внутрь влаги, что практически мгновенно выведет из строя любой узел.
Как можно чаще проверяйте состояние проводов, в особенности клемм. Они должны быть туго зажаты, чтоб при включении зажигания на них не пробивала искра. Иначе это может привести к ускоренному износу аккумулятора.
Эксплуатационные характеристики двигателя могут со временем понижаться в том случае, если не производится своевременная замена масла и фильтров. Например, после каждых 5 000 километров пробега, водитель обязан поставить новые бензиновые фильтры, так как в старых скопится большое количество воды.
От того, какое масло заливать в двигатель, будет определяться какой пробег оно сможет выдержать до полной отработки. Минеральное масло, рассчитано на 3000 -3500 км пробега, а полусинтетическое и синтетическое – на 5000 – 7000 км.
Перед тем, как поставить какой-либо дополнительный агрегат (наддув, прямоток и т.д.) на ВАЗ 2108, удостоверьтесь в том, что его установка не запрещена заводом производителем автомобиля. В противном случае, такое улучшение может не только понизить технические характеристики двигателя, а и привести к его серьезной поломке.