Вступление
В автомобилях ВАЗ 2108 используется бесконтактная электронная схема зажигания (БСЗ), принцип действия которой представляет собой промежуточный вариант между электромеханической системой и полностью электронным зажиганием. Схема такого устройства в общем виде включает в себя:
- 1. Электронный коммутатор;
- 2. Распределитель зажигания (трамблер);
- 3. Катушку высокого напряжения;
- 4. Высоковольтные провода;
- 5. Свечи.
Одним из важнейших элементов схемы является фотоэлектрический датчик Холла, встроенный в распределитель зажигания. С его помощью БСЗ фиксирует положение распределительного вала двигателя и определяет момент искрообразования.
Принцип работы БСЗ ВАЗ 2108
При запуске двигателя автомобиля и в процессе дальнейшей его работы датчик Холла в нужные моменты времени вырабатывает электрические импульсы, необходимые для образования искры в определенные моменты времени. Затем эти импульсы поступают на электронный коммутатор, который усиливает их и передает на высоковольтную катушку.
Катушка высокого напряжения преобразует полученные импульсы в импульсы высокого напряжения (до 25 000 В.) и возвращает их трамблеру. Постоянно вращающийся бегунок распределителя направляет высоковольтные импульсы к строго определенным свечами, обеспечивая таким образом образование искры в нужном цилиндре. Очередность искрообразования в цилиндрах двигателя автомобиля определена схемой их работы (1-3-4-2).
В случае, когда датчик Холла выходит из строя, мотор автомобиля ВАЗ 2108:
- вообще не заводится;
- заводится и глохнет;
- теряет мощность на низких оборотах двигателя;
- увеличивает потребление топлива.
Проверка работы схемы
При появлении признаков, указывающих на неисправность датчика Холла, его проверяют, не снимая с трамблера. Для этого существует несколько способов:
- 1. Для проверки необходимо иметь вольтметр и несколько булавок. Проверка осуществляется в следующем порядке:
- проткнуть булавками изоляцию зеленого и черно-белого проводов, идущих к разъему датчика;
- булавки с помощью соединительных проводов с зажимами подключить к вольтметру;
- включить зажигание;
- медленно проворачивать коленчатый вал двигателя. Для этого необходимо вращать маховик через люк в картере сцепления;
- контролировать показания измерительного прибора. Если датчик исправен, то напряжение на вольтметре периодически почти полностью пропадает (0,4 В.), а затем изменяется до 9…12 В. В противном случае он подлежит замене.
- 2. При отсутствии вольтметра, проверку можно осуществить следующим способом:
- отсоединить от крышки трамблера центральный высоковольтный провод;
- закрепить этот провод так, чтобы его наконечник располагался на расстоянии 5…10 мм от главного тормозного цилиндра;
- при помощи отрезка любого провода соединить центральный контакт высоковольтного провода с клеммой «минус» аккумулятора автомобиля. Если между центральным проводом и тормозным цилиндром «проскочит» искра — значит датчик неисправен и подлежит замене.
Замена
Для того, чтобы произвести замену датчика Холла, необходимо демонтировать трамблер. Сняв его с автомобиля ВАЗ 2108, далее нужно осуществить следующие операции:
- снять бегунок, потянув его вверх;
- снять защитную крышку;
- отсоединить разъем, подключенный к датчику, для чего открутить крепежный болт;
- открутить с помощью отвертки два винта крепления опорной пластины;
- демонтировать вакуум-корректор. Для этого необходимо отвернуть винты крепления, вынуть стопорный шплинт и отсоединить тягу;
- вынуть опорную пластину;
- открутить два крепежных винта и снять неисправный датчик;
- Установив новый и собрать трамблер в обратном порядке;
- Установить трамблер обратно в моторный отсек ВАЗ 2108.
ВАЖНО!
Отсоединить разъем от датчика Холла можно только после выключения зажигания.
Во избежание непредвиденных остановок автомобиля, вызванных дефектом датчика Холла, опытные водители рекомендуют всегда иметь в «бардачке» запасной.